Экономическое развитие Узбекистана
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная »  Узбекистан (2011 г.) » Экономическое развитие Узбекистана



Узбекистан – засушливая страна. Сельское хозяйство ведется лишь в долинах рек с помощью искусственной ирригации. Тем не менее, он занимает в настоящее время второе место в мире по экспорту хлопка. В стране добывается значительное количество золота и нефти. Узбекистан обладает сравнительно развитым (с учетом региональных критериев) машиностроением и химической промышленностью. После периода экономических трудностей, вызванных распадом СССР и финансовыми кризисами 1990-х правительство развивает импортозамещающую индустриализацию, ужесточает экспорт и валютный контроль. Около 28% населения в 2004 жили ниже официального уровня бедности. Социальное неравенство усилилось за годы независимости страны.

ВВП Узбекистана составил в 2010, по оценке, 38,6 млрд. долл. США, что соответствовало 1800 долл. США на душу населения. В структуре ВВП значителен вес сельского хозяйства – 38%, 26% приходится на промышленность и 36% – на сферу услуг. В 2010 ВВП вырос на 8,5%.

В 1980-е годы основным промышленным центром республики была Ташкентская область, где производилось более 40% всей промышленной продукции и 20% сельскохозяйственной продукции республики. Ферганская долина, занимающая 5% территории Узбекистана, дает более 30% всего производства хлопка республики. Это также важный район шелководства, огородничества, садоводства и переработки фруктов; здесь же сосредоточена добыча и переработка нефти. Еще один важный сельскохозяйственный район – Самаркандская и Кашкадарьинская области, где на базе скотоводства производится большое количество шерсти. Природный газ добывается в основном в пустыне Кызылкум и районе Бухары. Каракалпакская автономная республика отличается высокой культурой выращивания риса и хлопка. Скотоводство и производство каракуля распространены на всей территории Узбекистана.

Трудовые ресурсы Узбекистана составляют, по оценке на 2010, св. 14,5 млн. человек. 44% трудоспособного населения заняты в сельском хозяйстве, 20% – в промышленности и 36% – в сфере услуг. Уровень безработицы, по официальным данным, составляет 0,6%, но в действительности, как полагают эксперты, держится на отметке в 20%. Особенно велико число безработных в Ферганской долине, где плотность населения достигает 300 человек на 1 кв. км; именно с безработицей и недостатком орошаемой земли связывают конфликты на этнической почве, происходившие здесь в 1989 и 1990-х годах.

Примерно 80% всего грузооборота в Узбекистане приходится на железные дороги. Сеть железных дорог общей протяженностью ок. 3400 км связывает республику с соседними странами. Имеется также 63 000 км шоссейных дорог, но число дорог с твердым покрытием невелико; наиболее важные из них – шоссе Ташкент – Термез, Ташкент – Бухара – Муйнак, Ташкент – Коканд. Почти каждый крупный город Узбекистана имеет свой аэропорт. Через Ташкентский международный аэропорт осуществляется регулярное воздушное сообщение со многими странами, включая Россию, Германию, Турцию, Великобританию, Нидерланды, Индию и США.

Общая протяженность железных дорог в 2010 – 3950 км., из них 620 км. электрифицированы. Общая протяженность автодорог в 1999 – 81,6 тыс. км, из них 71 237 км. с твердым покрытием. В 2010 имелось 226 аэропортов, на 33 имелись взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием.

Экономика Узбекистана была одной из самых специализированных в Советском Союзе и основывалась почти исключительно на выращивании хлопчатника. Согласно статистическим данным 1980-х годов, хлопководство и переработка хлопка давали более 65% валовой продукции республики; в этих отраслях было занято ок. 40% рабочей силы. Ежегодный сбор хлопка-сырца в 1980-е годы составлял в среднем ок. 4,5 млн. т. Площадь, отведенная под хлопчатник, достигла в 1986 почти 3,5 млн. га. Хлопководство обслуживала специальная инфраструктура, включавшая обширную систему орошения, производство химических удобрений и машиностроение (сельскохозяйственная техника и машины для первичной обработки хлопка).

После провозглашения независимости узбекское правительство решило сократить производство хлопка и увеличить производство продовольственных культур для самообеспечения республики продуктами питания. Планы сбора хлопка-сырца были снижены до 4 млн. т. В конце 1990-х годов ливневые дожди в некоторых районах и упадок экономики привели к значительному сокращению сбора хлопчатника. При возделывании хлопка в Узбекистане широко используется ручной труд, причем к полевым работам привлекаются и горожане. Большая часть работ как в поле, так и на хлопкоочистительных фабриках выполняется женщинами.

Важнейшей сельскохозяйственной продукцией Узбекистана, помимо хлопка, являются фрукты, овощи и зерно (пшеница, рис и кукуруза). Особенно славятся узбекские дыни и виноград. При советской власти было осуществлено множество крупных гидротехнических проектов (таких, как Чирчик - Бозсуйский каскад, Фархадская и Чарвакская ГЭС, Большой Ферганский и Голодностепский каналы) и расширены существовавшие ранее системы оросительных каналов. Большинство узбекских семей, особенно в сельских местностях, возделывают сады и выращивают фрукты и овощи.

Основным энергетическим ресурсом республики является природный газ, добыча которого сосредоточена главным образом в районах Газли и Карши. Нефть добывается преимущественно в Ферганской долине и в Бухарской области. В начале 1992 в западной части Ферганской долины открыто новое месторождение нефти, по предварительным оценкам, одно из крупнейших в мире. Добыча каменного угля производится под Ташкентом, Денау и в Ферганской долине.

Ведется промышленная разработка месторождений цветных металлов, включая цинк, медь, свинец, вольфрам, и неметаллических полезных ископаемых – полевого шпата, кварца, известняка, бирюзы. В бассейне р. Зеравшан и в Кызылкумах добывается золото. Сообщалось о добыче урана в Ферганской долине. Нефтегазовый сектор остается исключительно в руках государственных компаний, но в горнодобывающую промышленность приглашаются западные фирмы. Особенно это касается золотодобычи, требующей использования новых технологий.

Машиностроение в Узбекистане возникло главным образом в послевоенный период. Во время Отечественной войны сюда было эвакуировано более 100 промышленных предприятий из Европейской части СССР. Однако несмотря на то, что эвакуация способствовала диверсификации хозяйства республики, большая часть промышленного потенциала Узбекистана остается связанной с земледелием и переработкой хлопчатника. Из других важных отраслей народного хозяйства следует назвать металлургическую, химическую, пищевую промышленность и производство стройматериалов. Иностранные инвестиции и техническая помощь в автомобилестроении (Андижан), электронике (Самарканд), производстве одежды (Ташкент) позволяют надеяться на дальнейшее промышленное развитие Узбекистана.
© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий