Участие Республики Камерун в процессах международной экономической интеграции
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Камерун (2005 г.) » Участие Республики Камерун в процессах международной экономической интеграции

Рассмотрение вопроса о участии Камеруна в процессах международной экономической интеграции начнем с уточнения уже указанной нами ранее информации.

В Центральноафриканском регионе Камерун - одна из наиболее развитых стран, на долю которой приходится 51% продукции, произведенной в нем.

Одной из основных отраслей экономики является сельское хозяйство. В нем занято около 72% трудоспособного населения и создается около трети ВВП. Страна полностью удовлетворяет свои потребности в основных продуктах питания за счет собственного производства. Значительное место в сельскохозяйственном производстве занимают экспортные культуры: какао, кофе, бананы, каучук и хлопок. Ежегодно заготавливается более 3 млн.куб.м. древесины ценных пород, основными потребителями которой являются страны Западной Европы.

В промышленности ведущее место принадлежит нефте- и газодобыче. Добыча нефти в 1998 г. составила 5,5 млн.т. Имеется крупный алюминиевый комплекс (перерабатывает бокситы из Гвинеи), НПЗ и два цементных завода, химкомбинат, текстильная фабрика, ряд предприятий по переработке сельхозпродукции и древесины, крупные табачные и пивоваренные производства.

На экспорт ежегодно поставляется до 20% создаваемого в стране валового продукта. Основными экспортными товарами являются нефть, древесина, какао, кофе, бананы, каучук, алюминий. В импорте преобладают различного рода оборудование, металлы и металлоизделия, стройматериалы, автомобили, тракторы и минеральные удобрения.

Так, в 1997-98 гг. в стране было произведено какао - 145 тыс.т., бананов - 220 тыс.т., кофе - 75 тыс.т., хлопка - 194 тыс.т., каучука - 59 тыс.т., пальмового масла - 108 тыс.т.

Основные торговые партнеры - страны ЕС, из которых ведущее место принадлежит Франции, Италии, Испании, а также США и Японии. Из африканских стран наиболее активно торговые связи развиваются с Марокко, Нигерией, Габоном, РЭГ.

Проводимые с августа 1997 г. реформы в рамках разработанной МВФ Программы расширенных структурных преобразований (ЕСАФ) дали положительные результаты: темпы ежегодного роста ВВП Камеруна стабилизировались на 5%, инфляция снизилась до 3%, увеличились объемы промышленного производства, на протяжении последних двух лет сохраняется положительный торговый баланс. Стремясь к неукоснительному соблюдению требований МВФ, камерунское руководство акцентирует свои усилия на оздоровление системы госфинансов, регулярном погашении внешней и внутренней задолженности, банковской реструктуризации, дальнейшей либерализации экономики и т.п.

Среди факторов, продолжающих негативно влиять на динамику экономического развития страны, можно выделить, прежде всего, неблагоприятную мировую конъюнктуру (снижение цен на нефть, ощутимый "удар" азиатского финансового кризиса по экспорту древесины и каучука), снижение рентабельности и объемов сельскохозяйственного производства, сильную зависимость от рынков сбыта, по-прежнему острый дефицит капиталовложений.

Камерун обладает достаточно развитой, по сравнению с центральноафриканскими странами, транспортной инфраструктурой. Ведущая роль принадлежит морскому транспорту. Более 95% всей внешней торговли проходит через морские порты Дуалы, Криби и Лимбе. Страна располагает сетью современных аэропортов, три из которых в Яунде, Дуале и Гаруа - международного класса. Общая протяженность автомобильных дорог - около 65 тыс.км., железных дорог - 1 172 км.

Сотрудничество в военной области, а также по линии сил правопорядка, осуществляется с Францией, США, Израилем, Германией.

Бюджет Камеруна разрабатывается в тесном взаимодействии с бреттонвудскими институтами и призван завершить выполнение Камеруном Программы структурных преобразований (ЕСАФ) под руководством МВФ и МБРР.

Структура бюджета отражает стремление страны развиваться в духе постепенной макроэкономической эволюции.

Объем бюджета постоянно растет. Так, например, в бюджете 1998/99 г. рост ВВП планировался на уровне 5,2%, но в итоге составил 4,4%. Снижение темпов роста руководство Камеруна объяснило конъюнктурой мирового рынка, азиатским и даже российским кризисами.

Расходная часть бюджета 1999-2000 гг. наряду с другими статьями включала: государственные инвестиции - 295 млрд. (229 -1998/99 г.); обслуживание долгов - 415 млрд. (408 - 1998/99 г.). Обслуживание внешнего долга - 310 млрд. (318 - 1998/99 г.), (182 - основной долг, 128 - проценты); обслуживание внутреннего долга - 105 млрд. (89,3 - 1998/99 г.), (86 - основной долг, 19 - проценты) и т.д.

Доходная часть бюджета включала: налоговые поступления: 753 млрд. (702 - 1998/99 г.). Косвенные налоги и сопутствующие сборы - 440 млрд. (387 - 1998/99 г.), поступления от сборов за регистрацию, попечительство, гербовые сборы - 26 млрд. (18 млрд. - 1998/99 г.). Таможенные сборы - 287 млрд. (296 - 1998/99 г.); неналоговые поступления - 223 млрд. (201 - 1998/99 г.). Из них: поступления из нефтяного сектора 130 (140 - 1998/99 г.), поступления от приватизации - 40 млрд. (статья в бюджете 1998/99 г. отсутствует), поступления по госсобственности - 24 млрд. (20 - 1998/99 г.), прочие - 28,6 млрд; внешние заимствования - 289 млрд (188 - 1998/99 г.). Невосстанавливаемые авансы - 10 млрд. (22 млрд. - 1998/999 г.); доходы по отдельному, дополнительному бюджету почт и телекоммуникаций - 22 млрд. (58 - 1998/99 г.).

Правительство Камеруна продолжает т.н. "фискальную паузу", т.е. налоги не повышаются и не вводятся новые налоги. В бюджет несколько лет закладывалось дальнейшее снижение поступлений из нефтяного сектора. Учитывая падение мировых цен, и стремясь повысить конкурентоспособность собственного экспорта, планировалось не облагать таможенными сборами вывоз отечественного какао, кофе, хлопка, каучука, сахара, пальмового масла и бананов. От НДС освобождается сельскохозяйственная техника и орудия лова. Подобные меры правительства получили понимание и одобрение со стороны камерунских предпринимателей. Бюджет активно поддержало авторитетное "Объединение предпринимателей Камеруна" (ЖИКАМ).

Миссия МВФ, находившаяся в Яунде с рабочим визитом с 1 по 15 июля 1999 г., выразила удовлетворение исполнением бюджета 1998/99 г., а также тем, как осуществляется правительством экономическая и финансовая программа. Возглавлявший группу экспертов Фонда М.Кац заявил о возможности начала переговоров о выделении Камеруну в рамках Программы расширенных структурных преобразований третьего, последнего транша кредита объемом в 46 млрд.фр. КФА в 1999/2000 г.

В докладе миссии МВФ по Камеруну с удовлетворением констатировалось, что несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, за исключением просроченных выплат по внешнему долгу в сентябре 1998 г., все основные макроэкономические показатели за указанный период соответствовали условиям программы МВФ.

В том же докладе внешний долг Камеруна на 30 июня 1998 г. оценивался следующим образом: по подсчетам "Автономной амортизационной кассы" Камеруна он составил 4392 млн.фр.КФА; по данным МВФ - 4600 млн.фр.КФА, а МБРР - 5186 млн.фр.КФА.

Крайне сложное положение остается в лесном секторе. Отсутствуют юридическая определенность и необходимая транспарентность в вопросах, связанных с распределением и перепродажей концессий, продажей с торгов древесины; независимая экологическая экспертиза; программа "транспарентного и рачительного" использования лесных доходов и т.д.

Направленные Советом директоров МВФ в адрес камерунского правительства приветствия по поводу успешного хода выполнения программы ЕСАФ встречены в Яунде с нескрываемой радостью. По мнению камерунского руководства, подобная положительная реакция самым благоприятным образом скажется на экономическом имидже страны, перспективах ее развития. В официальных комментариях выражается надежда, что если удастся преодолеть последний этап ЕСАФ - с 1 июля 1999 г. по 1 июля 2000 г., - то "жертвы, принесенные камерунским народом за время выполнения этой программы, окажутся не напрасными: в соответствии с имеющимися договоренностями с кредиторами, внешний долг Камеруна может быть сокращен на 50%, что, в свою очередь, должно отразиться как на повышении благосостояния населения, так и экономической ситуации в целом" ("Камерун Трибюн", 12.04.99 г.).

Позиция МВФ позволила президенту П. Бийе подписать 7 апр. 1999 г. декрет о начале реализации соглашения, заключенного 25 янв. 1999 г. между Камеруном и Международной Ассоциацией развития (AID) относительно дополнительного финансирования ЕСАФ в рамках 3-го реструктуризационного кредита на 7,84 млн.фр.КФА.

Рассматривая вопросы участия Камеруна в процессах международной экономической интеграции, необходимо коснуться взаимоотношений Камеруна с Россией.

Камерун признал Россию 14 января 1992 г. (Советский Союз признал Камерун 31 декабря 1959 г., дипломатические отношения установлены 20 февраля 1964 г.).

Отношения России с Камеруном традиционно носят стабильный, дружественный характер.

Заключен ряд двусторонних соглашений: о торговле (24.10.62), культурном сотрудничестве (22.03.63), экономическом и техническом сотрудничестве (12.04.63), воздушном сообщении (11.11.79), о сотрудничестве в области телевидения (май 1994 г.), протокол о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (14.04.89).

В 1967 г. состоялся официальный визит в СССР президента А. Ахиджо. Осуществлялся обмен парламентскими делегациями.

В апреле 1992 г. в Камеруне находилась делегация Верховного Совета России, принимавшая участие в работе 87-й конференции Межпарламентского союза.

В 1994 г. в связи с камеруно - нигерийским конфликтом Москву посетил специальный представитель президента Камеруна.

В мае-июне 1995 г. Камерун посетила делегация Совета Федерации Федерального Собрания России. В мае 1996 г. в России находилась с ответным визитом парламентская делегация Камеруна.

Торгово-экономические связи Камеруна и России выглядят следующим образом: . при финансовом и техническом содействии России в Камеруне были построены сельскохозяйственная школа в г. Дчанге на 200 учащихся и лесотехническая школа в г. Мбальмайо на 100 человек. На протяжении ряда лет в них работали советские преподаватели. Последняя группа преподавателей покинула лесотехническую школу в конце 1991 г. в связи с замораживанием Внешэкономбанком ранее выделенного кредита и отказом камерунской стороны перевести их контракт на коммерческую основу. По той же причине нереализованными остались проекты модернизации лесотехнической школы и создания на ее основе Национального института инженеров водного и лесного хозяйства.

Торговля и экономическое сотрудничество России с Камеруном не получили заметного развития. В последние годы на долю нашей страны приходился лишь 1% товарооборота Камеруна.

Основные статьи российского экспорта - свежемороженная рыба и автомобили. Реализацией последних занималось совместное российско-камерунское АО "Катеко", большая часть капитала в котором принадлежит "Автоэкспорту". В настоящее время "Катеко" переживает серьезный кризис. Из Камеруна импортировались главным образом древесина ценных тропических пород, кофе, сырье для мыловаренной промышленности.

В октябре 1996 г. Камерун посетила делегация уральских предпринимателей во главе с гендиректором Дома внешней торговли (г.Екатеринбург) Г.А.Хуснутдиновым. Члены делегации подписали ряд контрактов, протоколов о намерениях.

На основе объединения усилий созданного в Камеруне СП "Уралком", российского ТОО "Стройинвест" и швейцарской фирмы "Опим" в Яунде оборудован техцентр по продаже, обслуживанию и ремонту техники, обучению местного персонала. Закуплены и испытаны в жестких условиях образцы бульдозеров ЧТЗ, тягачей "Урал", грузовиков "Урал" и "Камаз", автоприцепов. Подписаны первые контракты на поставку дорожно-строительных машин (на 6 млн.долл.). Имеются перспективы закупок до 300 грузовиков указанных марок.

Активизировалось сотрудничество в сфере образования, прежде всего за счет расширения подготовки камерунских кадров на компенсационной основе. Всего в вузах бывшего СССР подготовлено 700 камерунских специалистов. В 1995 г. в Россию из Камеруна выехало 200 студентов.

В 1996 г. Камеруну предоставлено 15 стипендий для обучения в российских учебных заведениях по гослинии. В 1997 - 25. В 1998 г. - 30, и тогда же минвуз Камеруна представил 30 кандидатур на обучение в российских вузах.

На различной стадии проработки с камерунской стороной находятся вопросы заключения двусторонних соглашений по консульским, правовым, культурным и другим проблемам.

В 1999 г. достигнуты договоренности и намечено возобновление работы по контрактам через "Здравэкспорт" в одном из госпиталей г. Яунде российских врачей-специалистов.

Общий объем российского экспорта в эту страну составил в 1997 г. 4,3 млн фр. КФА, в 1998 г. - 5,2 млн фр.КФА.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий