Основные направления экономического сотрудничества Индии и России
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная »  Индия (2011 г.) » Основные направления экономического сотрудничества Индии и России



Проблема дальнейшего развития российско-индийских отношений в настоящее время весьма актуальна, поскольку Россия и Индия играют сегодня в высшей лиге мировой политики, без их участия невозможно решение ни наиболее острых региональных, ни главных международных проблем.

Индия и Россия сотрудничают между собой в таких сферах, как торговля товарами и услугами, военно-политический аспект (а именно ядерная военная программа), а также вопросы ядерной энергетики, обмен технологиями, взаимные инвестиции и создание совместной инфраструктуры (международные транспортные коридоры)

При всей внешней несхожести России и Индии перед ними стоит немало весьма схожих задач. Индия выступает как стратегический партнер России и по объективным причинам является ее естественным и надежным союзником. Можно говорить о близости подходов Москвы и Дели к фундаментальным проблемам развития, об определенной общности структур цивилизационных ценностей. Это два многомиллионных и многонациональных государства, которые на опыте Кашмира и Чечни и прежде других познали то зло, которое несут терроризм и сепаратизм. Это два поликонфессиональных государства, среди населения которых немало последователей ислама и чьи исторические связи и соседство с исламским миром диктуют их особую роль в решении таких вопросов, как афганское, иракское и ближневосточное урегулирование. Это два демократических государства, приверженность которых демократии во внутренних делах предопределяет их обоюдное стремление к демократическому ведению и дел международных – построению равноправного многополярного мирового порядка и противодействию рецидивам «блоковой» политики.

Во внешнеэкономической сфере обе страны стремятся к интеграции в мировое хозяйство, к повышению своей конкурентоспособности, проводя при этом политику протекционизма в том, что касается собственного производства.

Успешно развивается военно-политический аспект российско-индийских отношений. Существенно активизировался обмен визитами высших военных должностных лиц, подписана серия контрактов о закупке российской военной техники или о строительстве в Индии заводов по ее производству по российским лицензиям (речь идет о новейших боевых кораблях, подводных лодках, самолетах, танках, комплексах ПВО, артиллерийских установках и т. д.). Индия, наряду с Китаем, является основным импортером российского вооружения, и на ее долю приходится до трети российского экспорта в данной сфере. В последнее время решено выйти на иной уровень – совместное проектирование новой техники, в том числе авиации, систем ПВО, боевых кораблей и подводных лодок.

Важнейшей проблемой двусторонних отношений остается ядерная программа Индии, которая подстегивает амбиции других «пороговых» стран, что ведет к подрыву мировой системы безопасности. Конечно, немыслимо представить себе ситуацию, когда ядерное оружие Индии было бы нацелено на Россию, но развязанными оказались бы руки у Пакистана, а вот его ядерное оружие, хотя и нацеленное в настоящий момент на южного соседа, серьезно угрожает Российской Федерации.

И в Москве, и в Нью-Дели вызывает озабоченность тот факт, что уровень взаимной российско-индийской торговли явно не отвечает потенциалу двух стран. С. Лунёв в одной из своих статей пишет: «проблемными остаются торговые отношения. В 2005/2006 финансовом году объем российско-индийской торговли составил 2,76 млрд долларов. Более 70 % российского экспорта в Индию приходятся на черные и цветные металлы, удобрения и серебро. Почти три четверти индийского экспорта падают на сельскохозяйственные и продовольственные товары, медикаменты и текстильные изделия.»

Вместе с тем многие эксперты полагают, что в ряде сфер можно существенно нарастить взаимный товарооборот. Особенно часто называют поставки российских углеводородов. Как мировой лидер по обработке алмазов, Индия крайне заинтересована в получении напрямую российского сырья. Дели придает весьма существенное значение экспорту чая и табака в Россию (хотя за последнее время Индия, бывшая, по существу, монополистом на советском чайном рынке, уступила свои позиции целому ряду стран). Москва в свою очередь рассчитывает на увеличение поставок российских машин и оборудования. Таким образом, возможно, обе страны добьются цели увеличить объем торгового оборота до 10 млрд дол. к 2010-му, хотя это и будет крайне сложно.

Российская сторона постоянно отмечает существенные экспортные ограничения, накладываемые индийской стороной (в отдельные годы Индия входила в тройку стран, проводивших наибольшее количество антидемпинговых расследований в отношении российской металлургии). Восстановление прежнего уровня политического доверия между Москвой и Дели сталкивается со значительным сужением возможностей правительств влиять на динамику внешнеэкономических связей, которые у обеих стран ориентированы на США, Европу и Восточную Азию.

Уже отмечались достижения Индии в сфере информационных технологий, но индийским специалистам принадлежит «нижняя» ниша: как правило, это не очень высокооплачиваемые и не требующие особой квалификации работы. Поэтому привлекательно выглядит перспектива соединения российской научной с индийской инженерной мыслью. Более того, в дальнейшем можно привлечь достаточно качественную и относительно недорогую китайскую рабочую силу. В этом направлении сейчас началось создание совместных предприятий.

Очень перспективными представляются взаимные инвестиции. Для индийской стороны приоритетна нефтегазовая сфера. Российские компании проявляют всё больший интерес к телекоммуникационному и информационному сектору индийской экономики, энергетике, нефте- и угледобыче, металлургии. Российские предприятия активно участвуют в создании и расширении индийской инфраструктуры, включая строительство автомагистралей, модернизацию и реконструкцию металлургических объектов. Россия рассчитывает на получение крупных контрактов на строительство общенациональных автомагистралей и метрополитенов.

Крайне важным направлением представляется сотрудничество по созданию международного транспортного коридора «Север – Юг». Межправительственное соглашение по этому вопросу, подписанное министрами транспорта России, Индии и Ирана в сентябре 2000 года, вступило в силу в мае 2002-го. Предварительные оценки индийского экспорта в Россию показали, что осуществление данного проекта уменьшит на 20 % время и расходы на транспортировку. В дальнейшем можно было бы довести этот коридор до Юго-Восточной Азии – на восток и до Западной Европы – на запад.

По-видимому, главной в деле экономического сотрудничества обеих стран должна стать ядерная энергетика. Россия активно участвует в создании АЭС в городе Куданкулам (штат Тамилнад), строительство которой началось в марте 2002 года. Индия собирается вложить 100 млрд дол. в создание АЭС, и Россия могла бы получить весьма значительные заказы. Но на российско-индийских связях скажутся подписанные в 2006-м индийско-американские договоренности о сотрудничестве в ядерной сфере.

Возможно и создание совместных предприятий в третьих странах. В этом плане перспективно выглядят Центральная Азия и Китай. Важными аспектами сотрудничества могли бы стать агросфера, совместная разработка минеральных, топливно-энергетических и лесных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, обрабатывающая промышленность. Россия, КНР и Индия могут координировать проекты в освоении космоса, авиации, энергетике, машиностроении, в частности автостроении, для ориентации на рынки друг друга.

«В целом можно предположить, что в экономическом сотрудничестве не исключены позитивные перемены, - приходит к выводу С. Лунев, - если правительства обеих стран проявят реальную политическую волю и желание к развитию экономических взаимосвязей. Но без кропотливой повседневной работы «стратегическое партнерство» России и Индии, провозглашенное еще в октябре 2000-го, останется простой декларацией, мало отличающейся от «стратегического диалога» между Индией и США».
© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий