Основные компоненты формулы успеха
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Ирландия (2003 г.) » Основные компоненты формулы успеха

Среди прочих внешних факторов, способствовавших эффективному развитию экономики Ирландии, многие экономисты выделяют три основных компонента «формулы» успеха:
 
включение Ирландии в мировую финансовую систему, что привело к значительному росту иностранных инвестиций в экономику страны и проникновению транснациональных корпораций (ТНК).
создание инновационных очагов развития на основе участия страны в международном движении технологий и различных формах международной информационно-технологической кооперации.
повышение качества «человеческого капитала» за счет иммиграции в страну квалифицированных специалистов (в основном бывших эмигрантов).
 
Итак, рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на развитие ирландской экономики.

Можно с уверенностью сказать, что иностранные инвестиции, направляемыев экономику Ирландии сыграли значительную роль в ее успешном развитии. Так, взяв курс на структурные изменения в экономике страны, правительство Ирландии в то же время сконцентрировала свои усилия на привлечение внешних инвестиций, жестко отстаивая при этом национальные интересы.Специально созданное Агентство Индустриального Развития развернуло активную информационную кампанию, предназначенную специально для зарубежных бизнесменов, которых привлекали не столько квалифицированная, но низкооплачиваемая рабочая сила, сколько политическая стабильность Ирландии и ее принадлежность к европейской культуре. Кроме того, были широко разрекламированы льготные условия налогообложения для иностранных компаний, а также привлечена поддержка мощной (около 70 млн. человек) зарубежной диаспоры, не утратившей связи с исторической родиной. Результат не замедлил сказаться: европейские и американские корпорации начали размещать свои филиалы на ирландской земле. Сначала это были примитивные производства, потом - более современные и технологичные. Возникли новые рабочие места, вслед за иностранными предприятиями начали развиваться местные. Как подчеркнул Рэй Макшери «у островитян появились оптимизм, уверенность в завтрашнем дне и гордость за свою страну». Процесс внутренней либерализации в ЕС создал дальнейшие стимулы для вложений прямого капитала в течение 80-х – 90-х годов. В среднем чистый приток прямых инвестиций в период 1987-1993 гг. составлял 1,5% ВВП, а во второй половине 90-х годов достиг почти 3% ВВП. Логика привлечения прямых инвестиций была нацелена на развитие, формирование современной структуры экономики, создание рабочих мест и повышение эффективности производства. Одновременно страна выплачивала в форме чистого факторного дохода (личные доходы рабочих-нерезидентов и все платежи заграницу в форме дохода от прямых и портфельных инвестиций) в 1995-1999 гг. ежегодно от 1,2 до 2,5% ВВП. Соразмерность величин прямых инвестиций и платежей факторного дохода подчеркивает важность фактора развития в привлечении иностранных инвестиций.

Следует особо подчеркнуть, что в исследуемый период в Ирландии наблюдался рост сбережений с уровня около 15% ВВП в начале 80-х годов до более 20% к концу 2005 г. Аналогичная динамика было характерна для нормы накопления с тем отличием, что в короткий период между 1980 г. и 1986 г. она упала с 28 до 16% ВВП. Сочетание притока иностранного капитала с ростом внутренних сбережений и накопления через 7-10 лет после начала стабилизации подчеркивают сложность, длительность процессов формирования инвестиционного климата, необходимость устойчивой последовательной экономической политики.

Таким образом, одна из главных заслуг правительства Ирландии заключалась в обеспечение непрерывности политики привлечения иностранных инвестиций в течение пятнадцати лет. Среди ключевых положительных результатов привлечения данных инвестиций можно назвать:
 
создание рабочих мест.
заимствование новых технологий, ноу-хау и расширение их применение с точки зрения, как отраслевой структуры, так и географии.
кооперирование и усиление технологических взаимосвязей между отраслей национальной экономики.
рост производительности.
рост экспортоориентированных производств.
 
Так, одной из основных особенностей участия Ирландии в международном движении капитала заключается в большой, относительно большинства других стран ЕС, доли прямых иностранных инвестиций в общей структуре инвестиций в течение всего периода, начиная с конца 80-х гг. Причем, большая часть новых прямых инвестиций составляют инвестиции иностранных фирм, уже осуществляющих деятельность на территории Ирландии и производящих расширение и модернизацию своих производственных мощностей. Относительно размеров ПИИ на душу населения Ирландия в последние 4 года уверенно занимает второе место среди стран ЕС, после Люксембурга.

Эффективность проводимой правительством Ирландии инвестиционной политики подтверждается так же тем обстоятельством, что коммерческие предприятия в этой стране имеют 1 240 иностранных компаний. Иностранные инвесторы обеспечивают постоянной работой 138 тысяч человек и ежегодно вкладывают в ирландскую экономику 12,7 млрд. евро.

Основными инвесторами ирландской экономики выступают США (43%), Япония (4%), Великобритания (13%), Германия (13%), другие наиболее развитые страны ЕС (22%) и остальные страны мира, на которые приходится около 5% иностранных инвестиций в экономику Ирландии.

Рассматривая способы привлечения иностранных инвесторов, следует отметить, что в Ирландии существуют два средства стимулирования иностранных инвесторов:
 
налоговые стимулы
финансовая поддержка.
 
Следует заметить, что создание предприятия в Ирландии не требует специального разрешения со стороны государственных органов - иностранный инвестор обладает теми же правами, что и ирландская компания. В соответствии с ирландским налоговым законодательством компания, владение, контроль и деловая деятельность которой осуществляются за пределами территории Ирландии, полностью освобождается от ирландского налога на корпорации. Другое преимущество состоит в том, что такая компания не должна платить фиксированные налоги, относящиеся к нерезидентным компаниям, официально оформленным в таких странах как Багамские острова, Британские Виргинские острова и во многих других «налоговых гаванях». На нерезидентные компании не распространяются правила валютного контроля и регулирования - денежные средства могут свободно вноситься на банковский счет такой компании и сниматься с него и этот счет может находиться как в Ирландии, так и за ее пределами. Однако, Центральный банк Ирландии контролирует и утверждает все иностранные инвестиции. Перечисление за границу дивидендов и прибыли, а также репатриация капитала также должны осуществляться с предварительного разрешения центрального банка, которое, впрочем, является формальностью. Соглашения роялти между резидентами и нерезидентами должны утверждаться Центральным банком. Эти разрешения предоставляются обычным образом и выполняют, скорее, мониторинговую функцию, а не способ контроля над движением капиталов. Таким образом, Ирландия создала благоприятный налоговый климат для развития бизнеса и прибыльного инвестирования. Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии.

Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов. Доступность, условия получения и размер гранта зависят от географии инвестиционного проекта, а также регламентируется законодательством Ирландии и ЕС. Самые крупные гранты предоставляются в пограничных, внутренних и западных районах страны, самые маленькие – в окрестностях Дублина. Также существует дифференциация по сектору экономики, в котором будет реализовываться проект, и по уровню квалификации, который потребуется от работников предприятия. Важной составной частью пакета стимулирующих мер являются крупные субсидии, выдаваемые на развитие дела.

Кроме прямых и косвенных экономических стимулов для привлечения иностранных инвестиций в Ирландию немалое значение имело снятие административно-правовых барьеров. Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри ЕС, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности. Не существует, например, общих запретов на приобретение большинства акций в ирландских компаниях со стороны иностранцев, либо на владения ими компаниями или недвижимостью. Более того, в Ирландии не существуют ограничений по гражданству для руководства или акционеров в ирландских коммерческих структурах. В целом же, по последним исследованиям специалистов журнала « Foreign Policy» наиболее значимыми факторами для инвесторов являются качество бизнес среды (2 место после Канады) и кадров (4 место после Канады, Австралии и Индии) в Ирландии.

Следует отметить, что Республика Ирландия является не только активным реципиентом иностранных инвестиций, но также активно инвестирует свои средства в экономики других стран. Так, частный и предпринимательский капитал, инвестируемый в экономику Великобритании, стал расти достаточно большими темпами с начала 90-х, а в последнее время большая доля инвестиций направляется в США. Вместе эти страны концентрируют 80% заграничных инвестиций Ирландии. Тем не менее, недавние исследования показали незначительную, но стабильную тенденцию к изменению внешнеинвестиционных потоков Ирландии в сторону европейской зоны. Инвестиции направляются в основном в государственный сектор стран, наукоемкие сектора и банковскую отрасль. Особенностью внешних инвестиций Ирландии заключается в том, в их структуре преобладают в основном портфельные и прочие инвестиции, объемы инвестирования которых в экономики других стран в последнее время даже превосходят соответствующие показатели иностранных инвестиций в экономику Ирландии. Прямые инвестиции Ирландии в экономики других стран рассматриваются многими специалистами как достаточно позитивное явление в том смысле, что они связаны, в большей части, с экспортом готовой продукции. Так, львиная доля прямых инвестиций за последние 5 лет направлялась на создание представительств и филиалов Ирландский крупных компаний-экспортеров за рубежом. С одной стороны прибыль, получаемая зарубежными филиалами резидентов Ирландии, освобождается от налога на прибыль (28%) и налога на доход от капитала в Ирландии при условии, что компания будет создавать новые рабочие места в Ирландии и новые долгосрочные вложения в стране. С другой стороны данная деятельность свидетельствует об интеграции Ирландии в глобальную производственную систему и выход экономики Ирландии на новый уровень интеграции в глобальную экономику.

Второй компонентой формулы успешного развития для Республики Ирландия является ориентация правительства на развитие наукоемких отраслей промышленности и сферы высоких технологий. Так, многие экономисты ОЭСР подчеркивают, что Ирландия вела исключительно прагматическую политику в отношении иностранных инвестиций, особенно в области информационных технологий (ИТ).

Действительно, опыт Ирландии часто приводится как пример успешной политики по привлечению иностранных инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей промышленности. Так, в 80-е и, особенно, в 90-е годы Правительство Ирландии последовательно реализовало комплекс мер по превращению страны в ключевого игрока на Европейском рынке информационных технологий, прежде всего, в области производства и торговли программным обеспечением (software). Так, одним из направления мер по стимулированию развития наукоемких производств являлось снижение ставок налогообложения для компаний, занимающихся различного рода научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР). Другим важным направлением государственной политики в области информационных технологий были значительные государственные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также в создание необходимой информационным компаниям инфраструктуры, прежде всего современных систем связи. В 1999 году правительство Ирландии объявило о дополнительных инициативах по созданию предпосылок для развития электронной торговли и превращению Ирландии в центр этой сферы в Европе и мире. Эта программа была сконцентрирована на нескольких направлениях:
 
развитие сети телекоммуникаций и снижение стоимости этих услуг;
поддержка образования в сфере информационных технологий и телекоммуникаций;
повышение квалификации уже занятых работников;
совершенствование регулирования рынка;
поддержка исследований и разработок.
 
Так, наиболее масштабные задачи были поставлены в области создания и развития телекоммуникационной инфраструктуры. Совместно с частным бизнесом для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере ИТ были организованы проекты по расширению в 2000 году сети быстрой связи Ирландии с другими странами Европы и с США. В части регулирования рынков Ирландия осуществила либерализацию рынка услуг связи, основная регулирующая роль государства при этом была сохранена только в вопросах распределения частот и выработки лицензионной политики. Ежегодно правительство Ирландии выделяло значительные средства на повышение квалификации работников ирландских предприятий в области компьютерной грамотности и методов организации электронной торговли. Например, в 2000 г. правительство выделило 220 млн. долл. США на проекты в области образования в сфере ИТ. Следует добавить, что особое внимание уделялось формированию нормативно-правовой среды. Так, в области совершенствования и развития нормативно-законодательной базы был разработан закон об авторских правах (Copyright Bill, 1999), подготовлены законопроекты об электронной подписи и электронном контракте. Отдельным направлением государственной политики Ирландии в области высоких технологий стала поддержка инновационной и исследовательской активности, создание и поддержка первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий. В целом, политика Правительства была нацелена на тесное взаимодействие с частным бизнесом, в том числе с иностранными компаниями. К 1997 году в Ирландии работало уже 1100 иностранных компаний, каждая десятая из которых относилась к сектору информационных технологий. Семь из десятки крупнейших мировых производителей программного обеспечения имели к этому времени в Ирландии дочерние фирмы или филиалы, в том числе: Microsoft, Novell, Oracle, Informix, Computer Associates, Corel. Стоит особо подчеркнуть, что благодаря относительно высокому стартовому уровню развития, страна смогла абсорбировать свои производственные достижения и значительно увеличить потребление ИТ. Этим она отличается от Индии, в которой собственное потребление ИТ остается довольно низким, а продукция отраслей ИТ идет в основном на экспорт. Таким образом, к 1999 г. Ирландия вышла на второе место в списке стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции (в сумме высоких и средневысоких технологий), которых достиг почти 80% в промышленном экспорте, в тоже время, подчеркивая высокую степень заимствования иностранных технологий и значительный объем производства иностранных экспортоориентированных компаний.

В настоящее время ключевыми секторами экономики Ирландии в сфере высоких технологий являются:
 
фармацевтика
производство медицинского оборудования
информационные и мультимедиа технологии, оффшорное программирование
 
Так, в настоящее время 13 из 15 лидирующих производителей фармацевтической продукции имеют постоянные филиалы и производства в Ирландии, а 6 из 10 ведущих мировых производителей лекарственных препаратов производят в стране почти 70% своей продукции ( Liptor, Zocor, Weyth, Schering- Plough, Merck Sharpe and Doehme, Pfizer, Novartis, Allergan, GlaxoSmith Kline). Ежегодный экспорт товаров этой отрасли в последнее время составляет 35 млрд. евро и в отрасли непосредственно работает 17000 человек. 15 из 25 лидирующих компаний по производству медицинского оборудования размещаются в Ирландии, включая Boston Scientific, Becton Dickinson, Bausch and Lombe, Abbott, Johnson and Johnson, и Striker. Ежегодный экспорт продукции этих фирм составляет 4 млрд. евро, а в отрасли занято 22000 человек. Деятельность зарубежных компаний по производству программного обеспечения и мультимедиа весьма широка и состоит в базовой разработке, подгонке продукции под требования пользователей (кастомизация), тестировании и т.д. В настоявшее время в стране существую дочерние предприятия 7 из 10 лидирующий мировых производителей информационных технологий, включая IBM, Intel, Hewlett Packard, Dell, Oracle, Lotus, Microsoft. 55,5% экспорта программного обеспечения стран Европейского союза приходится на Ирландию. Разрабатываемое в Ирландии программное обеспечение применяется, например, в сотовой связи, электронике, инженерном деле, планировании ресурсов предприятий, управлении базами данных, банковском и страховом деле, для обеспечения безопасности в Интернет. Компании, предоставляющие консультационные услуги и услуги системной интеграции, используют Ирландию в качестве базы для оказания поддержки международных клиентов в разработке дизайна, кастомизации и реализации всех видов бизнес-систем и продуктов. Все большее число компаний также оказывают техническую поддержку покупателям по всему миру благодаря бесплатным телефонным центрам, находящимся в Ирландии. Ряд компаний по производству программного обеспечения, начинавшие как маленькие фирмы, в настоящее время являются лидерами своих рынков, вводящими новые продукты и предлагающими решения с использованием технологий Интернет. Все большее число компаний получают дополнительные преимущества путем размещения в Ирландии их общеевропейских отделов логистики.

Электронная промышленность Ирландии состоит из следующих секторов – компоненты, компьютеры, контрактное производство, полупроводники, разработка и производство программного обеспечения, телекоммуникации и информационные коммуникации, услуги. По общему объему производства в этих секторах Ирландия занимает 19 место в мире. В целом, издержки производственной и торговой деятельности в Ирландии ниже, чем в других европейских странах. Это преимущество усиливается более высоким уровнем производительности и большей гибкостью рабочей силы с традиционным хорошим знанием английского языка. Существуют тесные связи между учебными заведениями и промышленностью, ученым-исследователям предоставляются весьма благоприятные условия для работы.

Следует отметить, что особенностью ирландского экспорта является его концентрация в странах Европейского Союза. На долю стран ЕС приходится 75% всего ирландского экспорта программного обеспечения. В значительной степени Ирландия выступает как оффшорный плацдарм для транснациональных компаний по освоению европейского рынка.

В целом, правительством Ирландии особо подчеркивается, что дальнейшее развитие экономики страны должно происходить на инновационной основе, следовательно, особое внимание должно уделяться НИОКР. И хотя государственные расходы (% от ВВП) на исследования и разработки в Ирландии все еще ниже средних показателей по ЕС и США, надо учесть, что комплекс НИОКР Ирландии начал развитие с более низкой точки и достаточно недавно, а темпы расходов на него растут высокими темпами. Так, если в период с 1992 по 1997 гг. ежегодный рост госрасходов на НИОКР составлял 5,9%, то уже в 1997-2002 гг. этот показатель равнялся 12,3%, а в период с 2000 по 2006 гг. правительство инвестировало почти 2,5 млрд. евро, что в 5 раз выше аналогичных расходов за 1994-1999 гг.

Обеспеченность экономики Ирландии квалифицированной рабочей силой, в том числе и за счет иммиграционных потоков также рассматривается многими экспертами как одна из компонентов формулы успешного развития.

Действительно, на протяжение большей части ХХ века в Республике Ирландии наблюдалось устойчивое сокращение населения в первую очередь в связи с высокой эмиграцией населения в страны Европы (Великобритания), США и Канаду. Подобные объемы эмиграции были вызваны в первую очередь неблагоприятной экономической ситуацией внутри страны, несоответствием уровня развития экономики и качества рабочей силы, которая в большинстве своем характеризовалась относительно высокой степенью образованности. Однако, вместе с развитием экономики и улучшением условий труда происходило постепенное сокращение количества эмигрантов и рост иммигрантов. Так в 1988 эмиграционный тренд впервые приобретает отрицательный наклон, а в 1991 количество эмигрантов было равно количеству людей, въехавших в Ирландию для получения гражданства. После 1995 г. динамика иммиграции населения в Ирландию приобрела устойчивый положительный характер. В определенной степени это было связано с продуманной миграционной политикой правительства, упростившей организацию и осуществление деятельности для нерезидентов, равно как и требования для получения гражданства. Так, Правительство Республики Ирландия, приняв с 1994 г. ряд поправок к закону о гражданстве от 1956 г., позволяла производить упрошенную процедуру получения гражданства лицам, производившим инвестирования в экономику страны (покупка недвижимости или акций предприятий-резидентов). При этом, рассматривается не случайным тот факт, что большую долю иммигрантов составляют ранее выехавшие из страны ирландцы, которые при прочих благоприятных экономических условиях предпочли вернуться на историческую родину, нередко чтобы открыть собственный бизнес.

Стоит отметить тот факт, что миграционные потоки страны отличаются достаточно благоприятной структурой. Так, анализ данных Центрального Статистического Офиса Ирландии относительно миграционных потоков, структурированных по возрасту, национальности и стране куда/откуда эмигрирует/иммигрирует человек, позволяют сделать следующие выводы. В целом за период с 2000 по 2005 гг., ежегодно эмигрировало в Великобританию около 6280 чел, в США – 3200 чел., в другие страны ЕС – 4500 чел. Из них подавляющее большинство (ежегодно 15266 чел.) находилось в возрасте от 15-24 лет и направлялось в основном для продолжения образования и прохождения производственной практики. Среди иммигрантов, в среднем за аналогичных период 16800 чел. ежегодно приезжало в Ирландию из Великобритании, 5430 чел. из США, 15116 чел. – из остальных стран ЕС. При этом, абсолютное большинство (ежегодно в среднем 28780 чел.) прибывало в возрасте 25 – 44 лет., вторая возрастная группа (ежегодно в среднем 17560 чел.) составляет 15 – 24 года, а третья (ежегодно в среднем 6650 чел.) - дети моложе 14 лет. Если к тому же учесть, что из общего числа иммигрантов ежегодно в среднем 21910 чел. определяли свою национальность как «Ирландец», то можно сделать вывод, о том что значительное количество выехавших из Ирландии молодых людей в предыдущую эмиграционную эпоху и выезжающие в настоящем периоде, возвращаются в подавляющем большинстве обратно. При этом, качество иммиграционного потока во многом превосходит показатели эмиграционного, т.к. иммигранты в возрасте от 25 до 44 как правило приезжают обратно с улучшенным образованием и опытом работы, нередко вместе с семьей и накопленным капиталом.

В целом, иммиграция сейчас является существенным фактором для экономики Ирландии, увеличивая население и предложение труда ежегодно в среднем на 70000 чел. Большая часть данной рабочей силы направляется в туристический сектор, промышленное производство и сферу информационных технологий. Таким образом, стране постепенно сложилась своеобразная система рынка труда, которая усиливает конкурентоспособность ирландской экономики на мировых рынках.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий