Участие Японии в международной торговле товарами и услугами

   
 
Главная »  Япония (2015 г.) » Участие Японии в международной торговле товарами и услугами



Япония является одной из самых успешных торговых держав в современной мире. Внешняя торговля играет достаточно важную роль в экономике рассматриваемой страны.

Страна, бедная природными ресурсами, смогла весьма успешно за последние годы интегрироваться в мировую экономику. Экономика Японии нацелена на создание благоприятных внешнеэкономических связей с целью развития конкурентоспособного государства.

Страна экспортирует в основном такие товары, как автомобили, электронные устройства и компьютеры. Наиболее важными торговыми партнерами являются Китай 18,1% и США 17,8%, затем следуют Южная Корея 7,7%, Таиланд 5,5% и Гонконг 5,1%.

Наиболее важные импортными товарами для Японии являются железо, стальная продукция, цветные металлы, а также минеральное топлива, включая сырую нефть, продукты питания и древесина. Основным поставщиком является Китай – 21,3%, далее следуют США – 8,8%, Австралия – 6,4%, Саудовская Аравия – 6,2%, Объединенные Арабские Эмираты – 5,0%, Южная Корея – 4,6%.

Если начинать анализировать экономическую ситуацию Японии, то стоит отметить период с 1990 по 2000 года, это время называют «потерянным десятилетием». В эти годы наблюдается «застой» в экономике страны после коллапса финансового пузыря в Японии, в течение которого происходил многократный рост цен на рынке недвижимости и ценных бумаг. А с 1950 по 1990 года именно Япония была самым ярким примером экономического успеха.

В период с 2001 по 2008 года объем внешней торговли Японии вырос практически в два раза. Но также стоит отметить, что в 2009 году наблюдается существенный спад относительно данного показателя, причиной чего может служить потеря спроса на основных экспортных рынках, что обусловлено пиком мирового финансового кризиса. С 2010 года экспорт Японии постепенно увеличивается, что говорит о стремительном восстановлении экономики рассматриваемой страны. Правительственные расходы стимулировали экономику и помогли стране укрепиться после кризиса. Правительство предложило открыть сельскохозяйственный сектор и сферу обслуживания для большей иностранной конкуренции, что, в свою очередь, стимулировало экспорт через соглашения свободной торговли.

Экспорт Японии в 2002 – 2012 гг.
Рис. 8. Экспорт Японии в 2002 – 2012 гг.


Источник: TRADING ECONOMICS / Countries /Japan / Export volume index (2000=100) in Japan. – http://www.tradingeconomics.com.



В целом мировой финансово-экономический кризис оказал большое влияние на экономическое развитие Японии. Потребовалось много усилий, чтобы снова встать на путь активного развития, темпы роста постоянно увеличиваются.

Уже в следующем году наблюдается снижение экспорта, чему способствовало падение спотовых цен на природный уран, резкое снизились котировки акций уранодобывающих компаний, причиной чего стала авария на АЭС Фукусима-1.

Если рассматривать объемы экспорта на конец 2014 года – начало 2015 года, то необходимо отметить, что он вырос примерно на 17%. Данный рост показателя может быть объяснен увеличением спроса в странах Азии и США, а также снижением курса йены ко многим мировым валютам. Что касается импорта этого же периода, то он сократился на 9% ввиду обвала цен на нефть. Данная ситуация привела к стремительному сокращению дефицита баланса внешней торговли Японии до 1,18 трлн йен.

Негативные события как в стране, так и в мире повлияли на торговый баланс Японии. Речь идет о том, что до 2006 года рассматриваемая страна имела профицит торгового баланса, в следующем году он снизился примерно на 20,9%, а уже с 2008 года и до рассматриваемого периода, то есть до 2012 года, в стране начал наблюдаться дефицит торгового баланса, который в течение этих пяти лет рос достаточно быстрыми темпами. Безусловно, причиной такой экономической ситуации может служить рост импорта природных ресурсов, то есть нефти и сжиженного природного газа, что обусловлено остановкой всех ядерных реакторов на территории Японии после аварии на «Фукусиме-1».

По объему экспорта товаров и услуг рассматриваемая страна занимает четвертое место в мире после Германии, США и Китая по состоянию на 2013 год. Что касается импорта, то Япония входит в первую пятерку крупнейших импортирующих стран, то есть на период 2013 года наблюдалась такая же ситуация, как и с экспортом.

Соотношение экспорта Японии, Германии, США, Китая в 2005–2013 гг.
Рис. 9. Соотношение экспорта Японии, Германии, США, Китая в 2005–2013 гг.


Источник: Мировой Атлас Данных / Япония / Темы / Экспорт товаров и услуг. – http://www.knoema.ru.



В товарной структуре экспорта страны наибольший вес имеет продукция общего и специального машиностроения, доля которого в 2012 году составила 41,5%, что существенно ниже показателей середины 2000-х гг. (45-49%). Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которых составила 23,8%, что, в целом, соответствует докризисному уровню.

В японском экспорте доминируют три статьи машиннотехнической продукции, на которые в последние годы в сумме приходится примерно 55% поставок: «колёсные транспортные средства» (20,4%), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (19,9%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (15,8%).

В товарной структуре импорта Японии главную роль с середины первого десятилетия 21 века играет топливо, доля которого в 2012 году составила 34,1. На втором месте находится продукция общего и специального машиностроения с долей 21,5%. Важными товарными группами импорта также являются химические товары (9,8%), продовольствие (8%) и продукция лёгкой промышленности (6,2%).

Наибольший вес в японском импорте традиционно имеет статья «топливо», доля которой в 2012 году составила 34,1%. Вторую и третью позиции занимают «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» и «механическое оборудование и техника, компьютеры» — 10,9% и 7,2% соответственно. Кроме них, важными статьями импорта в 2012 году были «руды» (4%), «оптика, приборы, медицинская техника» (3%), «фармацевтическая продукция» (2,6%), «колёсные транспортные средства» (2,4%), «органические соединения» (2,1%).

Стоит отметить географическую структуру внешней торговли Японии: значительно расширились торговые связи с Южной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива: ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран.

Таким образом, проанализировав международную торговлю товарами и услугами Японии, можно сделать вывод, что страна поставляет на мировой рынок автомобили, станки, химические товары, бытовую технику, в свою очередь, импортируя в основном минеральное топливо и сырье. На первом месте нефть, так как из-за негативных последствий аварии страна стала больше нуждаться в данном виде сырья.