Краткий обзор страны
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Лаос » Краткий обзор страны

По размерам занимаемой площади (236,8 кв. км) Лаос не относится к числу самых малых стран - это 15-е место в Азии, или 0,5% поверхности континента, т. е. примерно территории Великобритании, Белоруссии или Германии. Но по средней плотности населения – 16 человек на один кв. км в 80-ых годах и 21 человек в конце XX в. - Лаос находится на 37-м месте в Азии (для сравнения - в Бирме и Камбодже данный показатель втрое выше, в Таиланде - вчетверо).

Из-за преобладания горного ландшафта для земледелия пригодна лишь пятая часть всех земельных запасов страны. Поэтому основой для хозяйственной деятельности населения являются низменности, горные долины и невысокие плато запада и юга. Хотя они занимают относительно небольшую площадь, их природные характеристики создают благоприятные условия для интенсивного сельскохозяйственного производства — растениеводства, животноводства и лесного хозяйства; леса, причем весьма ценных и редких пород, покрывают 60-80% территории страны, что, собственно, и позволяет живущим там горным народам практиковать подсечно-огневое, переложное земледелие.

Центром всей экономической жизни Лаоса стала провинция Вьентьян, с ее плодороднейшей низменностью, резко контрастирующей с нагорьями, образованными кристаллическими породами и прилегающими на севере к одноименной долине; здесь сосредоточена основная часть всех ГЭС, торговых, ремесленных и промышленных предприятий Лаоса. Среди прочих его районов выделяются удобное по рельефу плато Боловен (высота 700-1200 м) и Саваннакхетская долина, где выращиваются рис, кофе и ряд других товарных сельскохозяйственных культур, а также скот и птица.

Лаос не имеет прямого выхода к морю, а доступ к морским побережьям через границы соседних государств затруднен малодоступностью сопредельных с Китаем, Бирмой, Вьетнамом и частично с Таиландом горных районов либо слабозаселенностью низменных земель на юге, вблизи Камбоджи. Наиболее удобные и приемлемые связи с морем - от порта Вьентьян, на реке Меконг в её среднем течении, в Таиланд, а также через три перевала (Ай-лау, Му Гиа и Кеоныа) на границе с Вьетнамом (здесь на высоте 400 и 728 м проложены шоссейные дороги).

Лаос отличается большим национальным, лингвистическим и культурным разнообразием. В стране насчитывается более 130 этнических групп и подгрупп, которые подразделяют на три категории с учетом типа расселения, культуры и языка. 68% населения составляют лао-лумы, или «низинные» лао, которые проживают в низменных речных долинах и на нижних участках горных склонов.

Глава государства в Лаосе – президент, избираемый сроком на 5 лет 2/3 голосов депутатов Национального собрания. С согласия Национального собрания президент назначает премьер-министра и членов кабинета и может отправлять их в отставку, «при необходимости» председательствует на заседаниях правительства, по рекомендации премьер-министра назначает и снимает со своих постов губернаторов провинций и мэров городов, а также высокопоставленных должностных лиц в вооруженных силах и послов. Президенту вручают свои верительные грамоты иностранные дипломаты.

Лаос остается слаборазвитой аграрной страной и по сей день. Среди факторов, сдерживающих развитие Лаоса, выделяются следующие:
  • экономическая и социальная дифференциация территории;
  • преобладание потребительского сельского хозяйства и натурального обмена;
  • слабое развитие инфраструктуры, прежде всего транспорта и средств связи;
  • слабая изученность страны и недостаток информации о природно-климатических условиях, рыночной конъюнктуре, местной материально-технической базе и перспективах, открывающихся перед зарубежными инвесторами;
  • нехватка внутренних финансовых ресурсов, что вызывает необходимость в привлечении значительных капиталовложений из-за рубежа существенный дефицит платежного баланса;
  • отсутствие квалифицированных кадров и слабость институциональной системы, необходимой для функционирования гибкой прогрессирующей экономики;
  • высокие транспортные издержки, особенно ощутимые при вывозе товаров за границу, прежде всего из-за отсутствия выхода к морю.
Экспорт Лаоса сконцентрирован на нескольких товарных группах. В 2002 году экспорт одежды составил 33,6%, электричества – 33,3%, лес и изделия из дерева – 20,6% и кофе – 5,5%.Необходимо подробнее рассказать о последнем компоненте структуры экспорта – кофе.

В основном Лаос импортирует сырье и материалы, медицинское оборудование, продукты питания, нефтепродукты, машины. При отсутствии железных дорог и выхода к морю основные грузопассажирские перевозки в ЛНДР осуществляются автомобильным транспортом. В этой связи серьезное внимание в Лаосе уделяется развитию транспортной инфраструктуры и, прежде всего, строительству дорог национального значения. Главными торговыми партнерами Лаоса являются страны Азии.

Исключительную роль для реструктуризации лаосской экономики и ее модернизации сыграли законодательство об иностранных инвестициях, а также политика открытых дверей. Но главным стало достаточно четкое соблюдение этого закона в отношении норм налогообложения, прав и льгот вкладчиков, что стимулировало приток в Лаос денежных средств и материальных ресурсов из-за рубежа.

Развитие и дифференциация интеграционных связей с зарубежным рыночным хозяйством, в первую очередь с региональным, особенно наглядно проявляется в отношениях Лаоса со странами АСЕАН, куда он вступил в 1997 году.

Взаимоотношения Лаоса и АСЕАН вполне отвечают их общим интересам, и, скорее всего, государства-члены Ассоциации, даже если по каким-либо причинам резко усложнится внутреннее положение республики, как это уже случалось в трудные по погодные условия 1996 и 1997 годов и во время кризиса последних лет XX в., не допустят краха ее экономики.

Говоря о неполной открытости внешнеэкономической политики ЛНДР, специалисты в этом контексте обращают также внимание на сохранение там ряда прежних методов и способов управления государством, нежелание властей устранить некоторые торговые и инвестиционные барьеры, снизить таможенные тарифы и облегчить иммиграционный контроль. Также имеются сведения и о возникновении между странами-членами АСЕАН, участвующими в строительстве трансазиатской железной дороги, споров о географических рамках планируемой трассы.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий