Природно-климатические условия
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Лаос » Природно-климатические условия

Климатические факторы создают в Лаосе несколько зон с благоприятными условиями для ведения диверсифицированного сельского хозяйства, это в основном присуще центральным, южным и крайне западным районам страны. Но и там, а тем более в горах, из-за особенностей рельефа и направления ветров, нередки годовые колебания продолжительности и интенсивности осадков и длительности влажного сезона; отклонения от средней нормы метеорологических величин здесь бывают чаще, чем во многих других районах ЮВА (Юго-Восточной Азии). Все это снижает возможности стабильного сельскохозяйственного производства и требует искусственной ирригации и мелиорации земель.

Центром всей экономической жизни Лаоса стала провинция Вьентьян, с ее плодороднейшей низменностью, резко контрастирующей с нагорьями, образованными кристаллическими породами и прилегающими на севере к одноименной долине; здесь сосредоточена основная часть всех ГЭС, торговых, ремесленных и промышленных предприятий Лаоса. Среди прочих его районов выделяются удобное по рельефу плато Боловен (высота 700-1200 м) и Саваннакхетская долина, где выращиваются рис, кофе и ряд других товарных сельскохозяйственных культур, а также скот и птица.

Конфигурация земной поверхности севера и востока страны, вдоль которых тянется хребет Чыонгшон, позволяет использовать для хозяйственного освоения небольшие участки немногочисленных узких долин горных рек и относительно невысоких плато. Но и плоскогорья, и террасы часто труднодоступны из-за особой обрывистости склонов. Тем не менее, все более или менее пригодные земли, даже находящиеся на высоте от 700-1000 м до 1000-1500 м над уровнем моря, заселены там представителями горных народов - лао-тхенгов («лаосцев горных склонов») и лао-сунгов («лаосцев горных вершин»). Их основное занятие - охота, речное рыболовство и переложное земледелие - «хай», не требующее ни специальных сельскохозяйственных орудий, ни рабочего скота. Но эти районы Лаоса уникальны и ценны тем, что здесь прекрасные условия для выращивания опийного мака - известковые почвы, естественная система водослива и отвесные скалы, защищающие поля от холодов и ветров.

Характер рельефа страны, муссонный климат являются существенным препятствием для создания всеохватывающей национальной сети дорожных коммуникаций. Так, равнинные местности юга и запада в наибольшей степени обеспечены наземными трассами, но и здесь лишь часть их пригодна для эксплуатации в течение всего года. На остальной территории жители вынуждены пользоваться главным образом сезонными проселочными дорогами или водными путями, если позволяет режим рек.

В целом из-за множества объективных трудностей в формировании единой национальной транспортной системы, связанных с особенностями природных условий, Лаос очень разобщен, и можно без преувеличения сказать, что гористый рельеф, ограниченность площади низменных земель и доступных плоскогорий предопределили сильные контрасты между различными районами страны в степени их хозяйственного освоения, усложняя проблему их экономических связей и, по большому счету, являясь частью лимитирующих факторов, сдерживающих быстрое развитие ее народно-хозяйственного комплекса.

Лаос не имеет прямого выхода к морю, а доступ к морским побережьям через границы соседних государств затруднен малодоступностью сопредельных с Китаем, Бирмой, Вьетнамом и частично с Таиландом горных районов либо слабозаселенностью низменных земель на юге, вблизи Камбоджи. Наиболее удобные и приемлемые связи с морем - от порта Вьентьян, на реке Меконг в её среднем течении, в Таиланд, а также через три перевала (Ай-лау, Му Гиа и Кеоныа) на границе с Вьетнамом (здесь на высоте 400 и 728 м проложены шоссейные дороги). Собственно говоря, те же естественные преграды - горы и ограниченность судоходства по реке Меконг - создают проблему изолированности Лаоса от остальных стран Индокитая и Китая, которую можно решать лишь путем интенсивного развития современных средств перевозок по воздуху и земле. К тому же, как отмечалось в 2000 году на сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), не имеющие выхода к морю развивающиеся страны тратят на транспортировку и страховку своих товаров в среднем 18% и без того скудных доходов от экспорта, а их издержки на 9% больше, чем у таких же бедных государств, обладающих собственным участком побережья.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий