Основные показатели экономического развития Пакистана
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Пакистан (2004 г.) » Основные показатели экономического развития Пакистана

Пакистан - аграгно-индустриальная страна. На протяжении ХХ века в Пакистане наблюдается многократная смена власти и непоследовательная экономическая политика, что привело к неразвитой экономики страны. На сегодняшний день промышленная база Пакистана ограничена. Многие звенья в ней отсутствуют. Импортируется большое количество промышленных товаров и техники.

Экономика Пакистана характеризуется высокой зависимостью от погодных условий, от которых напрямую зависят такие отрасли как сельское хозяйство, текстильная промышленность, гидроэнергетика, водный транспорт. Неблагоприятные погодные условия приводят к росту цен на товары первой необходимости. А это в свою очередь уменьшает реальный доход граждан. Последние несколько лет неблагоприятны для Пакистана. В стране наблюдаются засухи, что приводит к ухудшению состояния экономики страны.

Сельское хозяйство

Территории, на базе которых после раздела Британской Индии образовался Пакистан, имели типично сельскохозяйственный уклад экономики. Пенджаб, свыше 50% площади которого оказалось в пределах Западного Пакистана, пользовался известностью как житница колонии. В годы второй мировой войны Пенджаб оставался крупным экспортером пшеницы и хлопка. Восточная Бенгалия, ставшая провинцией Восточного Пакистана, была ведущим мировым экспортером джута. Западный Пакистан располагал разветвленной системой ирригационных каналов и плотин - в Пенджабе и Синде, а Карачи служил важным портом.

Сегодня в сельском хозяйстве Пакистана производится 24% ВВП, что составляет $57 млрд. В этой отрасли занято более 47% населения. Главной отраслью сельского хозяйства является земледелие. Главная зерновая культура - пшеница. Правительство покупает у крестьян по фиксированной цене и субсидирует продажу населению муки. Государственные организации способствуют внедрению новых высокоурожайных мексикано-пакистанских сортов пшеницы, распространяя семена среди крестьян по низким ценам, а также оказывают поддержку при закупках ядохимикатов и минеральных удобрений.

Среди товаров технических культур наиболее важен хлопчатник. Его возделывают преимущественно в мелких хозяйствах, которые поставляют сырье на хлопкоочистительные предприятия по государственным закупочным ценам. Эти предприятия затем продают волокно государственной корпорации, которая занимается его продажей на экспорт или на текстильные фабрики.

Выращиваются также ячмень, масличные, рис, сахарный тростник, кукуруза, проса, табак, лук, картофель, перец, манго, цитрусовые, финиковая пальма, абрикосы, арахис. Животноводство занимает подчиненное положение. Преобладает тягловый скот. В засушливых районах ведется кочевое скотоводство (овцы, козы, верблюды). Рыболовство ведется главным образом в прибрежных районах. Земля в основном сосредоточена в руках помещиков и фермеров. Крестьянские хозяйства отличаются низким уровнем капитализации, сохраняются отсталые полуфеодальные формы земельных отношений.

Промышленность

Из промышленности от колониального периода Пакистану достались лишь несколько десятков небольших текстильных фабрик, сахарных заводов, мельниц, механических мастерских. В период с конца 40-х до конца ХХ века в стране значительно выросла доля промышленного сектора. В 50-е годы государственные инвестиции идут в текстильную и добывающую промышленность. В 1952 году создается корпорация промышленного развития. В 1955 году происходит освоение природного газа в Белужистане. С 1955 по 1965 годы растет производство хлопчатобумажных тканей, пряжи, сигарет, растительного масла, удобрений и других отраслей химической промышленности. Развивается добыча нефти, угля, газа. Во второй половине 60-х годов пущен станкостроительный завод в Карачи, машиностроительный завод в Таксиле.

В конце 60-х - начале 70-х в стране насчитывалось уже 3289 предприятий, на которых работало почти 400 тысяч человек. К 1974 году имелось уже 9 промышленных месторождений газа. Они были особенно важны для развития экономики страны, т.к. на них приходилось 35% потребляемой энергии. Среднегодовые темпы прироста промышленности превышали 10% за период 70-х годов. С отделением Восточной провинции в 1971 году Пакистан утратил важнейший рынок сбыта своих промышленных изделий. Пришлось искать новые возможности экспорта пакистанских товаров. После прихода к власти Зульфирика Али Бхутто в 1971 году были национализированы крупнейшие предприятия, компании по страхованию жизни, судоходные компании и торговля нефтепродуктами.

В 80-е годы продолжается развитие промышленности Пакистана. С помощью Советского Союза был построен и в 1980 был введен в эксплуатацию металлургический комбинат близ Карачи. В середине 90-х завод выходит на проектную мощность. В остальных же отраслях промышленности и с/х значительного роста не происходит.

В конце 80-х начале 90-х годов в Пакистане ведется разработка ядерного оружия. Сейчас в Пакистане насчитывается от 20 до 30 ракет малого и среднего радиуса действия, однако Пакистан официально не признана ядерной державой.

Сегодня в Пакистане в промышленности создается 28% ВВП. Занятость в этой отрасли 14% рабочей силы. Основные отрасли: текстильная промышленность, пищевая, цементная, сталеплавильная, газовая, нефтеперерабатывающая. В госсекторе (50% продукции) сосредоточено производство электроэнергии, стали, угля, нефти и нефтепродуктов, удобрений.

Огромную роль в экономике Пакистана играет горная промышленность. Основные залежи газа были разведаны в Белужистане в 1952 году, затем в Пенджабе и в Синде. Нефть впервые была обнаружена в пенджабском округе Атток перед первой мировой войной. В настоящее время эксплуатируется 7 месторождений, но они удовлетворяют менее 10% потребностей Пакистана в жидком топливе.

Добываются также другие минеральные ресурсы: уголь, хромовые руды, мрамор, поваренная соль, гипс, известняк, урановая руда, фосфориты, барит, сера, флюорит, драгоценные и полудрагоценные камни.

Потребление в энергии в стране невелико и в угольном эквиваленте составляет 254 кг на душу населения. Более половины энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях, но важное значение имеют также и тепловые станции, роль АЭС ограничена.

Из обрабатывающей промышленности в Пакистане наиболее развиты текстильная и производство одежды на экспорт.

Важное место в экономике Пакистана занимают мелкие производства: спортивные товары, хирургические инструменты, ковроделие и т.п.

Транспорт

Важную роль в экономике страны играет транспорт. Протяженность железных дорог - 8163 км. Основная магистраль, связывающая ряд городов проходит вдоль Инда. Экспортные грузы доставляют в порты Карачи и Бин-Касим преимущественно по железным дорогам. Длина шоссейных дорог более 254410 км, в том числе скоростная автомагистраль. Кроме автомобильного транспорта для передвижения широко используются повозки, запряженные буйволами, ослами и верблюдами.

Слабо развит водный транспорт. Небольшая часть грузовых перевозок в стране осуществляется по рекам. Главный морской порт страны - Карачи, второй по значению - Бин-Касим. Торговый флот Пакистана не велик и не обеспечивает полностью внешнеторговой перевозки.

Более развит авиатранспорт Пакистана, который осуществляет не только внутренние, но и зарубежные перевозки. С 1992 года в Пакистане действуют несколько частных авиационных фирм. Сегодня в Пакистане насчитывается 124 самолетных аэропортов, 13 вертолетных аэропортов.

В Пакистане имеется также трубопроводный транспорт: газопроводы общей протяженностью 9945 км и нефтепроводы общей протяженностью 1824 км.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий