Место страны в международном разделении труда
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Южная Корея (2008 г.) » Место страны в международном разделении труда

Корея начинала свою экспансию с простейших товаров: женские парики, дешевая одежда, потребительские товары. В период экономического подъема в структуре корейского экспорта главную роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 года средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

Таким образом, постепенно должна видоизмениться специализация Южной Кореи. Ее внешнеэкономическую роль будут определять узкая группа ориентированных на внешний рынок высокотехнологичных производств (информационные технологии, электроника) и, во все большей мере, логистика, транспорт, туризм. И хотя пока Южная Корея большей частью заимствует технологии за рубежом, но правительство однозначно понимает необходимость развития собственных НИОКР, как залог места в МРТ. Всемирноизвестные компании такие, как Samsung (отчисления на НИОКР 5.8%), Hyundai (2.8%), LG (2.6%), постоянно увеличивают отчисления на НИОКР, т.к. пока этот показатель значительно ниже, чем в Западных странах. И если пока тяжело конкурировать с некоторыми американскими, японскими и европейскими компаниями, то на китайском растущем рынке южнокорейские информационные продукты и телекоммуникации способны занять заметную нишу.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий