Основные показатели экономического развития
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Южная Корея (2008 г.) » Основные показатели экономического развития

Вплоть до 1945 года корейская экономика являлась не более чем сырьевым придатком Японии. После Второй мировой войны Корея оказалась отброшенной далеко назад в своем экономическом развитии, а война на корейском полуострове довершила разрушение промышленного потенциала страны. Всего лишь три десятилетия назад Южная Корея находилась на одном из последних мест в списке беднейших стран мирового сообщества. РК испытала многие трудности: ограниченность природных ресурсов, узкий внутренний рынок, крайне незначительные внутренние сбережения, недостаток опыта. Однако проблема нехватки природных ресурсов избавила страну от соблазна реализовывать свои ресурсы на внешнем рынке и не позволила РК стать сырьевым придатком развитых стран, заставила корейцев искать более интенсивные пути развития. Необходимо было разработать четкую стратегию экономического развития. Именно тогда в Южной Корее утвердилось мнение, то только государство сможет аккумулировать имеющиеся в малом количестве ресурсы и рационально распределить их в пользу ограниченного числа предприятий. Смелая и продуманная стратегия позволила в кратчайшие сроки провести индустриализацию страны.

Сегодня уровень экономического развития страны позволяет ей успешно конкурировать не только с другими «азиатскими драконами», но и с развитыми индустриальными странами Европы и Северной Америки. Многие политики и эксперты называют произошедшие в стране перемены «чудом на реке Хан». Рассмотрим, как изменялась экономическая стратегия правительства на различных этапах развития хозяйственного комплекса Кореи, какие при этом ставились цели и каким образом они были достигнуты.

Одним из важных шагов, которые были предприняты правительством в первые годы (1953-1961 годы) и способствовали ослаблению трудностей послевоенного периода, стала земельная реформа. Ее результатом явилось увеличение числа землевладельцев за счет перераспределения земельных ресурсов (путем установления лимитов землевладения в соответствии с Законом о земельной реформе 1949 года). Число фермеров - арендаторов земли снизилось с 42,1% в 1947 году до 5,2% в 1964 году. Реформа позволила в достаточно короткие сроки нарастить объемы производства основных сельскохозяйственных продуктов, существенно ослабив остроту проблемы насыщения внутреннего рынка продовольствия.

Ключевым элементом программы развития национальной экономики, сохраняющим свое значение до сих пор, была ориентация на максимальное использование людских ресурсов (при ограниченности природных ресурсов). Несмотря на скудость бюджетных средств в 50-е годы, Корея обеспечила 265-процентный рост охвата населения средним образованием, а число обучающихся в высших учебных заведениях возросло с 8000 до 100000 человек. Уровень неграмотности уменьшился с 78 до 28%.

Наличие относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы стало основным конкурентным преимуществом, воспользовавшись которым корейская промышленность не только встала на ноги, но и впоследствии обеспечила успех национальной экономики в мировом экономическом соперничестве.

В целом за рассматриваемый период экономика страны, пройдя путь проб и ошибок в поиске эффективной стратегии развития, подошла к началу 60-х годов с относительно невысокими темпами роста валового национального продукта (ВНП) - 3,7%, а ВНП на душу населения - 0,7% (в среднегодовом исчислении за 1953-1962 года).

Формирование по инициативе государства, под его контролем и с его участием таких предприятий или финансово-промышленных групп (ФПГ) и стало важной особенностью индустриализации Южной Кореи. С самого начала ФГП создавались как многопрофильные структуры холдингового типа. Концептуально они задумывались и как универсальная форма, и как основной инструмент:
  • концентрации национального капитала, обеспечивающей снижение себестоимости, повышение качества и конкурентоспособности южнокорейских товаров;
  • государственного контроля за использованием этого капитала;
  • межотраслевой интеграции производства, при которой обеспечиваются оптимальные структурные пропорции экономики;
  • эффективной контролируемой внутриотраслевой конкуренции;
  • обеспечения согласованных позиций на внешнем рынке.
К 1956 году в Южной Корее было создано около 20 ФПГ. ФПГ сразу же поделили между собой большую часть промышленности страны. Так в 1963 году на долю 14 южнокорейских ФПГ приходилось до 40% валовой продукции обрабатывающей промышленности. Именно тогда появились такие признанные лидеры южнокорейской промышленности, как «Деу», «Хёндэ», «Эл Джи», «Ссанъён», «Самсунг». Таким образом, ФПГ превратились в подлинные «локомотивы» южнокорейской экономики.

Начиная с 1962 года основой разработанной правительством стратегии экономического развития страны стали ориентация промышленности на внешние рынки, стимулирование и государственная поддержка экспорта. Развитие отраслей, ориентированных на экспорт оказалось вполне логичным и перспективным из-за ограниченной в то время емкости внутреннего рынка.

Индустриализация началась с развития трудоемких отраслей легкой промышленности (прежде всего текстильной), а затем и тяжелой. На ее долю вместе с химической отраслью в 80-х годах приходилось свыше половины продукции, производимой в обрабатывающем секторе, а в 1996 году - уже 76,2 процента. В конце 80-х годов наибольшие успехи достигнуты в таких областях, как электроника, судостроение, автомобилестроение, которое ориентировано на устойчивый спрос как в собственной стране, так и за рубежом. Кроме того, важное место в экономике РК заняли нефтехимия, цементное, стекольное, керамическое, обувное, пищевкусовое производства. Так, к середине 90-х годов судостроение РК прочно удерживало вторую позицию в соответствующей "табели о рангах", производство полупроводников находилось на третьей позиции, электроника, нефтехимия и текстильное производство закрепились на пятом месте, автомобилестроение и металлургия - на шестом.

В результате с 1962 по 1997 года валовой национальный доход страны вырос с 2,3 до 474 млрд. долларов, а доход на душу населения - с 87 долларов до 10 тысяч 307 долларов США. Эти впечатляющие цифры наглядно показывают, какого успеха удалось достичь в результате экономических реформ.

Однако, несмотря на достигнутые к середине 90-х годов внушительные экономические показатели в экономике накапливались опасные тенденции, которые были вызваны причинами как циклического, так и структурного характера. Во-первых, Южная Корея постепенно теряла свое главное конкурентное преимущество (дешевая рабочая сила), т.к. в 1966-1994 годах ежегодный рост заработной платы в Корее составлял 8,3%. Таким образом, перед РК встали новые проблемы, в первую очередь развитие науки и техники, которые теперь должно были стать решающим фактором экономического развития. Значительную негативную роль сыграли ФПГ. Будучи очень эффективными при завоевании внешнего рынка, чеболи излишне монополизировали рынок внутренний, уменьшая этим свободную конкуренцию и соответственно конкурентоспособность корейских товаров. Неоправданно льготные кредиты, полученные руководителями ряда ведущих "чеболей" в значительной степени благодаря коррупционным связям в правительственных и финансовых кругах, зачастую использовались без учета экономической ситуации в стране, вели к структурным перекосам, кризису перепроизводства в ряде важнейших отраслей (автомобильной, сталелитейной, химической), недогрузке мощностей и снижению рентабельности производства.

В 1997 году накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике достигли критического уровня. Обострению экономической ситуации способствовал и валютно-финансовый кризис, охвативший осенью 1997 года ряд азиатских стран. Пытаясь остановить падение курса воны и стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, южнокорейское правительство объявило об экстренных мерах по преодолению экономического кризиса. Предпринятые правительством экстренные меры не привели к ожидаемым результатам, и в ноябре 1997 года РК обратилась к МВФ с просьбой о предоставлении срочного кредита для преодоления кризиса. В соответствии с достигнутой с МВФ договоренностью РК в обмен на финансовую помощь (около 57 млрд. долл.) согласилась ускорить финансовую реформу, предполагающую серьезную перестройку банковской системы, включая закрытие неблагополучных банков и финансовых компаний, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие финансового рынка для иностранных инвесторов. Правительство РК обязалось принять меры по сокращению темпов роста экономики до 3%, удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП. Было принято решение открыть рынок краткосрочных облигаций, снять ограничения на приобретение акций и иностранное участие, увеличить допустимый уровень иностранного участия в южнокорейских компаниях, разрешить зарубежным брокерским фирмам открывать свои отделения в РК.

Так внешняя задолженность с учетом займа МВФ превысила к концу 1997 года 200 миллиардов долларов США (четвертое место в мире). Однако экономисты поняли, что получение займов не сможет заметно улучшить сложившуюся ситуацию. Был создана и проведена программа реформ. Стержнем проводимых реформ было свертывание прямого вмешательства государства в экономику, в частности ограничение субсидирования, и обеспечение самостоятельности банковско-кредитного сектора и равных условий доступа коммерческих структур к кредитным ресурсам. Суть этих преобразований была в закрытии неконкурентоспособных компаний и банков. Реструктуризация финансового и корпоративного сектора в РК проводилась более решительно, чем в других азиатских НИС, пострадавших от кризиса. Примерно 25% финансовых компаний и более половины крупнейших финансово-промышленных объединений (из 30) были закрыты или преобразованы.

Так, несмотря на глубину кризиса 1997-1998 годах Корее удалось довольно быстро преодолеть наиболее явные недостатки прежней экономической системы. Сегодня южнокорейская экономика на подъеме. Республика Корея остается одной из наиболее успешно развивающихся азиатских стран. Ей удалось не только избежать рецессии, охватившей в 2001 году ряд государств региона, но и продолжить свое развитие высокими темпами: прирост ВВП в 2002 году достиг 6,5%, в 2003 - 5,1%, а в 2004 - 5,3% (первый квартал 2004 к тому же периоду 2003 года). О стабильности экономики свидетельствуют и другие показатели. Активное воздействие на рост экономики оказывает высокий спрос на внутреннем рынке. Быстро растет объем строительных работ, динамично развивается сфера услуг, особенно розничная торговля. Повышается вклад экспортной сферы в общеэкономический подъем в РК, растут поставки за рубеж продукции электронной промышленности (особенно мобильных телефонов сотовой связи), стального проката, автомобилей и морских судов. Прибыли промышленных корпораций в текущем году оказались на рекордно высоком уровне. Такие компании, как "Samsung Electronics" и "Hyundai Motor", в еще большей степени стали соответствовать критериям, предъявляемым к компаниям мирового класса.

По уровню среднегодового прироста ВВП с 1996 года РК в Азии уступает только Китаю и Вьетнаму. В этом контексте кризис 1997 года и последующий экономический спад может рассматриваться как краткий сбой в поступательном движении РК к почти полному достижению статуса развитой страны. Доверие к экономической политике южнокорейского правительства усиливается благодаря радикальным мерам, принятым для преодоления структурных проблем, вызвавших кризис 1997 года. Задолженность перед фондом была своевременно погашена, а официальные валютные резервы удалось довести до 116 млрд. долл. Оставшиеся банки сумели вновь восстановить прибыльность своего бизнеса и сократить долю безнадежных кредитов в своих портфелях с 13% в 1998 году до 2,4% в настоящее время.

Однако можно выделить некоторые пока нерешенные проблемы экономики РК. Эффективному распределению капитала мешает высокая доля (примерно 1/3) государства в банковской сфере, что является следствием оказания ей финансовой поддержки в 1998 году, осуществленной за счет государственных средств (156 трлн. ю.-к. вон). Не исключаются серьезные проблемы для корпоративного сектора РК, сильно зависящего от экспорта, в случае низких темпов развития мировой экономики. Южнокорейское правительство рассчитывает, что негативное воздействие замедленного развития мировой экономики будет преодолено благодаря росту внутреннего потребления. Ведь если в 1997 году на сберегательные счета поступало 35% располагаемых доходов южнокорейских граждан, то в настоящее время - только 22%, что свидетельствует о росте потребления.

Оценивая сегодняшнею ситуацию в стране и перспективы дальнейшего развития, эксперты делают оптимистические выводы, и эти выводы не безосновательны. Государственный долг относительно ВВП в РК не достигает и половины того уровня, который регистрируется в США. Южнокорейское правительство располагает возможностями для поддержки растущего внутреннего потребления посредством ассигнования дополнительных финансовых средств. Высокий уровень диверсификации промышленности и увеличивающийся экспорт в Китай (на него приходится 12,1% всего экспорта из РК; 20,7% внешнеторговых поставок осуществляется в США и 11,0% - в Японию) означают, что РК в меньшей степени, чем другие азиатские страны, подвержена негативному влиянию экономического спада в США.

Таблица 1

Основные показатели экономического развития Южной Кореи

 
Экономический показатель 2002 2003 2004
  ВВП (млрд.долл.) 473,0 527,0 -
  Реальный прирост ВВП (%) 6,5 6,1 5,3*
  ВВП на душу населения (долл.) 9840 10880 -
  Прирост промышленного производства (% к прошлому году) 6,5 5,1 11*
  Уровень безработицы 3,2 3,7 3,3
  Официальные валютные резервы 115 120 -
  Государственные расходы (% к ВВП) 23,9 23,5 -
  Сальдо государственного бюджета (% к ВВП) -0,1 0,3 -
  Внешний долг (млрд.долл.) 27,1 23,6 -
  Товарный экспорт (млрд.долл.) 162,1 172,8 -
  Товарный импорт (млрд.долл.) 151,6 164,3 -
  Уровень инфляции (%) 2,9 2,7 3,3**
 
    * за первый квартал 2004 года
    ** апрель 2004 года к апрелю 2003

    Источник: http://www.nso.go.kr/eng - Официальный статистический сайт Южной Кореи

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий