Демографическая ситуация
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Тунис » Демографическая ситуация

Практически все тунисцы – мусульмане, причем почти исключительно сунниты маликитского толка. На острове Джерба действует секта ибадитов. После обретения страной независимости заметно сократилась численность христиан и иудеев. Так, с 1956 по начало 1990-х годов численность немусульман уменьшилась с более 300 тыс. до менее 50 тыс. человек.

Население Туниса сформировалось на основе берберской культуры, свой вклад в его формирование внесли также финикийцы и карфагеняне. С 7 в. на территорию страны стали переселяться арабы, оказавшие всестороннее влияние на развитие местного общества. Большинство тунисцев считают себя арабами, а арабский – официальный и наиболее распространенный в стране язык. До сих пор сохраняются небольшие группы бербероязычного населения, которые проживают на о-ве Джерба и в области Матмата. Французский язык широко используется в деловой жизни, но в последнее время начинает уступать место арабскому языку.

Около 61% населения проживает в городах, расположенных главным образом вдоль побережья страны. Население сосредоточено также в горных районах севера, а также в равнинной части страны и на юге.

До последнего времени Тунис среди арабских стран несколько выделялся характером преобразовании в области социальной и культурной жизни, оказавших определенное влияние и на демографическую ситуацию в стране. В 1956 г. был принят Кодекс законов о семье и браке, который запретил полигамию, установил юридическое равноправие мужчин и женщин. С середины 60-х годов активно пропагандируется практика планирования семьи. Медицинские мероприятия, проведенные в рамках этой кампании, дали некоторые положительные результаты в сочетании с политикой, направленной на эмансипацию женщин. Известную роль сыграло повышение брачного возраста. Законом от 1964 г. он установлен в 17 лет для девушек и 20 лет для мужчин. В 2003 в Тунисе проживало 9,92 млн. человек. Темпы прироста населения – 1,09%. В Тунисе один из самых высоких в Африке показателей продолжительности жизни – 72,77 года для мужчин, и 76,15 для женщин. Коэффициент рождаемости составляет 16,53 на 1000 жителей, а коэффициент смертности – 5,02 смертей на 1000 жителей.

В независимом Тунисе быстро растет армия наемного труда и рабочий класс. Ныне на рабочих и служащих приходится более 50% экономически активного населения. Свыше 200 тыс. кадровых фабрично заводских рабочих насчитывает в своих рядах пролетариат.

За последнюю четверть века резко сократилась занятость в сельском хозяйстве. В 50-х годах аграрное население составляло 70%. Согласно результатам переписи 1966 г. доля тунисцев живущих сельскохозяйственным трудом, сократилась до 41% а в 1975 г. она составила уже 32%. В промышленности и ремесленном производстве, в строительстве занято 26% экономически активного на селения, на транспорте и в сфере обслуживания — 25% остальные 17% — безработные и «лица неопределенных занятий».

Тунис — страна с относительно высокой долей городского населения.

По условиям жизни и бытовому укладу, материальной культуре население страны традиционно делилось на две большие группы: горожан и сельских жителей, с одной сторон, и бедуинов-кочевников — с другой.

По масштабам деятельности, направленной на развитие образования и народного просвещения, Тунис занимает одно из первых мест среди арабских и афро-азиатских стран. Правительство ежегодно выделяет на образование почти 1/3 национального бюджета. Уже в 1955-1956 гг. появились вечерние школы для взрослых, а с начала 60-х годов правительство развернуло широкою кампанию по ликвидации неграмотности. Была поставлена задача максимального охвата детей школьным обучением. Среди взрослого населения количество грамотных составляет в настоящее время 55%. Это один из высоких показателей среди стран Африки.

Самое крупное высшее учебное заведение — Тунисский университет, имеются факультеты медицины в Сусе и Сфаксе, естественных наук в Габесе. В 1970 г. был открыт первый технический вуз — Национальная школа инженеров, созданная при содействии советских специалистов. Имеются также институты искусства, архитектуры и градостроительства, агрономический и др.

Проблема языка обучения и культурной ориентации в целом решается в стране в соответствии с концепцией «бикультуризма», предполагающей синтез арабских традиций с достижениями европейской цивилизации. В школьной системе сохраняется принцип двуязычия. Преподавание полностью на арабском языке ведется лишь в первых двух класса. Газеты, в том числе центральные, издаются как на арабском, так и на французском языках. Радиовещание ведет передачи на арабском, французском и итальянском языках.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий