Государственное устройство и политика
 




Rambler's Top100Rambler's Top100



 
 



   
 
Главная » Тунис » Государственное устройство и политика

Освобожденный от французской зависимости в 1957 г. Тунис стал президентской республикой. До 1987 г. страна находилась под единовластным управлением вождя движения за независимость, президента Хабиба Бургибы. Оппозиционные партии, хотя и были разрешены, постоянно встречали препятствия в своей деятельности. Искусно манипулируя законом о выборах, Бургиба исключал какое-либо влияние оппозиции и, опираясь на основанную им Новую либерально-конституционную партию (Новый Дестур), правил единолично. 7 ноября 1987 г. - день избрания второго, ныне действующего, президента Бен Али - официально считается началом “новой эры” в истории Туниса. С именем Бен Али связывают все прогрессивные политические и экономические изменения, на него возлагают надежды на будущее. Новый президент Зин эль-Абидин бен-Али стимулировал плавную либерализацию, направив ее по пути, который привел к относительно свободным и честным выборам в 1994 г., что позволило ему утвердить свое политическое влияние.

Законодательная власть в Тунисе принадлежит однопалатному Национальному собранию (Меджлис аль-умма). Оно избирается одновременно с президентом сроком на пять лет путем всеобщих выборов. Парламент обсуждает и принимает законы, а также утверждает законы, изданные по его уполномочию президентом республики. Национальное собрание рассматривает и принимает государственный бюджет, ратифицирует международные договоры, обсуждает вопросы войны и мира. Но оно лишено возможности контролировать деятельность правительства, которое ответственно только перед президентом.

В Национальном собрании, избранном в 1999, насчитываются 182 депутата. 148 парламентариев избираются в округах большинством голосов избирателей; 34 места зарезервированы за оппозиционными партиями.

С конца 1950-х – начала 1960-х годов в Тунисе существовала однопартийная система. Правящей и единственной легальной в стране была Социалистическая дустуровская партия (СДП).

Идеологией СДП был провозглашен «дустуровский социализм». В его основе лежали положения о национальном единстве, отсутствии в Тунисе классовых противоречий и классовой борьбы, гармонии и сотрудничестве всех социальных групп во имя всеобщего блага и постепенном достижении социализма как конечной цели. Она поддерживала тесные связи с Социалистическим Интернационалом. В области экономики СДП выступала за сосуществование государственного, кооперативного и частного секторов, хотя после 1969 приоритет отдавался развитию частного сектора. Партия контролировала фактически весь государственный аппарат на всех уровнях, руководила деятельностью Всеобщего тунисского объединения труда, крестьянских, молодежных и женских организаций. В 1988 СДП была переименована в Демократическое конституционное объединение (ДКО).

Значительная часть ныне действующих в Тунисе легальных политических партий и организаций возникала в качестве политических сил, которые в то или иное время выходили из состава Нео–Дустура. Это относится, в первую очередь, к Движению демократов–социалистов (ДДС) А. Мстири и Движению народного единства (ДНЕ) А. Бен Салаха, во главе которых встали лидеры, еще до начала 770–х гг. входившие в состав высшего эшелона партийно–государственного руководства Туниса.

В определенной мере это относилось и к получавшим официальное признание Прогрессивному социалистическому объединению (ПСО) и Социальной партии за прогресс (СПП). Первая из них была основана в декабре 1983 г., и тогда же ее основатели обратились за разрешением на ее деятельность. ПСО заявляет о приверженности идеалам социализма, призывает к борьбе за социальное освобождение общества, выступает за сохранение арабо–мусульманской культуры Магриба. В свою очередь, СПП была создана в июле 1988 г. Эта партия выступает с позиций экономического и социального либерализма, за свободу предпринимательства, за децентрализацию социально–экономической и политической жизни при сбалансированном развитии регионов. В ноябре 1988 г. была легализована еще одна политическая партия – Демократическо–юнионистский союз (ДЮС), также близкая к ДКО.

Многопартийная система Туниса выступает в настоящее время в качестве инструмента решения тех прагматических задач, которые выдвигаются перед тунисским обществом его «правящим классом».

В Тунисе представлена теократическая правовая система, где государственной религией является ислам. Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для Туниса характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в Тунисе большую роль играют доктринальные источники права. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий